?

Log in

No account? Create an account

Ну вот, всё, собралась с мыслями и села писать про спектакль,… - а то ишь!

янв. 17, 2011

02:29 am

Previous Entry Поделиться Next Entry



Ну вот, всё, собралась с мыслями и села писать про спектакль, который смотрела в Вене - "The Giacomo Variations".
Для начала: моего билета в 5-й ряд партера, который я купила ещё в сентябре, в кассе театра Ronacher не оказалось. Не успела я удивиться, как мне уже распечатали дупликат. В зале билетерша (они в Австрии так и называются - Billeteurinnen, в отличие от немецкого слова Platzanweiserin) посмотрев на этот мой дупликат, неожиданно достала из папочки конверт с моей фамилией. Ну, думаю, не иначе я стомиллионный посетитель театра со дня его основания! Оказалось - нет. "Извините, фрау Белякова, на сегодняшнем спектакле будет вестись видеозапись для DVD. На Вашем месте сидит оператор с камерой, поэтому мы вынуждены предложить Вам другое место, и приносим Вам за это наши глубочайшие извинения! Ваше новое место, если Вы только не возражаете, в первом ряду." Я, сами понимаете, сделала недовольное лицо, но, помедлив, великодушно согласилась - мол, помните мою доброту - и пошла вслед за билетершей на новое место, едва сдерживаясь, чтобы идти степенно, а не бежать вприпрыжку. Теперь я сидела непосредственно перед оркестровой ямой, правда не в центре, как планировала, а сбоку. Тем не менее видно было прекрасно, так что я успела до начала спектакля разглядеть декорацию - три гигантских кринолины в стиле рококо. По ходу действия юбки на них приподнимаются или раздвигаются, как занавес, обозначая то кабинет, то спальню, то гардеробную.

Оркестранты расселись, вышел дирижер Мартин Хазельбёк, и началось. Вернее, чуть было сразу не кончилось. С криком "Мне нужна женщина!" на сцену вышел Малкович - пожилой Джакомо Казанова, в длинном красивом халате и тапочках. В руке - медицинский флакон коричневого стекла. Вступительный монолог - какая подлая штука старость, и что остается человеку от жизни, когда он дряхл и никому не нужен, но есть, к счастью, у каждого человека последняя оставшаяся ему свобода - рука с флаконом взлетает в верх под возглас "Viva la liberta!". Затем он закатывает глаза, хватается за грудь, сгибается и падает на пол. Ну, ясно, Казанова отравился. Из-за кулис, неуверенно ступая, появляется Дапкунайте, подходит к лежащему, как-то беспомощно хватая воздух ртом, становится на колени и растерянно смотрит в зал и в оркестр. В оркестровой яме вскакивают со своих мест музыканты и тоже смотрят на Малковича. Не пойми откуда слышится сдавленное "We need an ambulance here!" Соседка справа от меня в ужасе вцепляется мне в локоть. На несколько бесконечных секунд я действительно подумала, что... И тут из-под левой кринолины появляется каталка, оркестр "урезает марш" и выходят поющие alter ego главных героев - сопрано Софи Клусман и баритон Флориан Бёш - в белых халатах. Ааааа! Купили, мерзавцы, ни за рупь, ни за двадцать! Инъекция адреналина публике - и можно начинать.

Сюжет вкратце: Джакомо Казанова, которого в целом представлять не надо, на склоне лет живет уединенно в замке Дукс. Там его находит издательница Элиза фон дер Рекке с предложениеми выпустить книгу его воспоминаний. Её появление становится для Казановы поводом вспомнить лучшие эпизоды его биографии - он пишет мемуары "История моей жизни". Драматические сцены перемежаются фрагментами из опер Моцарта и Лоренцо Да Понте, которые по большей части исполняют певец и певица. По большей части, потому что Малкович и Дапкунайте поют с ними вместе, Дапкунайте совсем чуть-чуть, а Малкович иногда целые арии! Однажды он даже поет один, и черт меня побери совсем, это хорошо! У него сильный приятного тембра голос и безукоризненный слух, правда перед премьерой он простудился в венских дождях и туманах, да и курит немало, так что периодически в барочных ариях слышался легкий хрип, но это только придавало его исполнению обаяния и силы. Летом в интервью британской "Independent" он сказал о предстоящем опыте: "I was an OK singer, a long time and many cigarettes ago. I'll be in a situation where I won't be mistaken for Pavarotti. The director said it would be a cross between Mozart and Tom Waits. I wonder how that will go down?" (Я раньше неплохо пел, давно, много сигарет назад. В этих обстоятельствах меня вряд ли кто-нибудь перепутает с Паваротти. Режиссер говорит, что это будет гибрид Моцарта и Тома Уэйтса. Интересно, как это все получится.) В общем, этот фантастический человек умеет всё на свете!

Со своей стороны вокалисты Клусман и Бёш тоже проявили себя не только как исполнители классических оперных арий широкого вокального диапазона, но и как хорошие драматические актеры. Я уже не говорю о том, в каких неортодоксальных позах им приходилось петь! И все четверо - певцы и актеры - совершенно очевидно испытывали огромное удовольствие от происходящего на сцене. (Читатель ждет уж слова "химия" - да-да, она самая, такая, что лучше не придумать!) Да и не только они, но и оркестранты, как я уже упомянула выше, иногда отрывались от партитуры и инструментов. В финале первого акта, когда на авансцене исполнители вчетвером с бокалами шампанского в руках запели что-то жизнерадостное из "Le nozzе di Figaro", в оркестре повскакали с мест первая скрипка и еще пара скрипачей и запели во все горло вместе с ними, сорвав аплодисменты. Справедливости ради надо бы сказать и про Ингеборгу Дапкунайте. Я никогда не была ее поклонницей, напротив, в большинстве своих ролей она мне активно не нравилась. А вот на сцене, включенная в эту общую игру, она оказалась хороша. Выглядит отлично, ни на какие не на 47 лет, гибкая, как девочка, темпераментная и смелая. Единственное, что меня удивило, так это ее английское произношение, довольно топорное на мой взгляд. Она же вроде бы давно живет в Лондоне, замужем была за каким-то театральным режиссером, играла на лондонской сцене, там и с Малковичем познакомилась. Ну бог с ним, с произношением, в конце концов в постановке оно никому не мешает.

Можно было бы предположить, что Малкович в роли Казановы будет опираться или как-то ссылаться на некогда прославившую его роль Вальмонта в "Опасных связях". Ничего подобного. Единственное сходство - парики и костюмы, та же эпоха, та же мода. Казанова Малковича мучается от секс-зависимости, не отпускающей его даже на склоне лет, эдакий старик Козлодоев "с прошлым". В итоге своей бурной жизни он один-одинёшенек, никому не нужен, и даже прислуга бежит сломя голову от его навязчивых попыток соблазнения, не помогают ни деньги, ни драгоценности, приходится прибегать к насилию - это ему-то, Казанове, с его мировой славой. За редким исключением он уже давно не помнит лица и имена своих женщин. Будучи призван к ответу одной из них, он в панике , как Юрий Деточкин в своей картотеке, ищет в своем собрании любовных трофеев хоть какое-то напоминание. (На письменном столе у него стоит манекен головы, на таких выставляют на продажу шляпы. На нем прикреплено множество разноцветных локонов - база данных XVIII века). У него и жениться-то не получается - того и гляди под фатой окажется собственная дочь. А тут ещё совершенно некстати просыпается совесть - это когда он вспоминает ту первую свою любовь, которую он погубил. Вспоминает с тихой печалью, но с тем только, чтобы декларировать в конце: чем нечистая совесть - лучше вообще никакой! Комедия, драма, мелодрама, фарс, трагедия - всё есть в этом персонаже. Но при этом нет перегрузки, ни смысловой, ни эмоциональной, действие бежит легко, почти водевильно, прекрасная продуманная в деталях сценография, красивые (ну очень красивые!) костюмы. Пожалуй, режиссеру Михаэлю Штурмингеру, который ставил и предыдущий спектакль с Малковичем - The Infernal Comedy - удалось создать новый театральный жанр. Ну, или постепенно удаётся. Успех был феерический, стены старого театра дрожали от криков "Браво!", аплодисментов и топота ног (если кто не знает, это одно из проявлений восторга и благодарности театральной публики). И всю неделю, прошедшую с того момента, при воспоминании о спектакле всякий раз возвращается ощущение праздника. Спасибо Джону!

А фотографировать во время действия было нельзя. Тем более, сидя в первом ряду. Поэтому под катом - официальные промо-фото. Много:

Comments:

[User Picture]
From:wombatik
Date:Январь 17, 2011 04:29 am
(Link)
До чего ж он хорош на последних нескольких фото...
Щитаю, после этой рецензии он обязан минимум жениться.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 08:39 am
(Link)
Я тоже так щитаю, причем уже давно. А он всё тянет...
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:gnnbtrn
Date:Январь 17, 2011 05:08 am
(Link)
Дочитал до: "....в длинном красивом халате и тапочках. В руке ..... " - но мои ожидания с этого места не оправдались. Вчера смотрел Burn After Reading в -тый раз. И что поет товарищ - не знал.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 08:39 am
(Link)
Да, на сей раз без топора обошлось :) Все-таки Казанова, не Синяя Борода... Так никто ж не знал - он и не пел нигде никогда раньше.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:larisa_zv
Date:Январь 17, 2011 09:01 am
(Link)
Проникновенно написала! Ради такого праздника не грех и в Вену смотаться!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 09:55 am
(Link)
Спасибо, Лариса! В Вену смотаться вообще не грех, а уж ради такого... :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:hanka
Date:Январь 17, 2011 09:03 am
(Link)
Берлинка,
я - Ваша должница навеки!!!
После Вашей прошлой рецензии я пошла искать - и нашла, и сходила в Реклингхаузене, даже фотографировала! - на The Infernal Comedy, была в восторге!!

Сейчас посмотрела:
3 - 8.05.2011 Ruhrfestpiele Recklinghausen
и для друзей в России
23. - 31.5.2011: 4 performances in St. Petersburg & Moskau

Ура!!!
Спасибо Вам огромное, пишите еще!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 09:58 am
(Link)
И Вам спасибо! Я ужасно рада!!! Кстати, в Вене на сцене были сюртитры, думаю, что в Реклингхаузене тоже будут. Они, конечно, слегка выхолощены по сравнению с оригинальным текстом, но зато есть перевод итальянских текстов арий.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bratbill
Date:Январь 17, 2011 09:05 am
(Link)
а на афише он почему-то похожь на Джека Николса
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 09:59 am
(Link)
На Джека Николсона, ты имел в виду? А по-моему, не похож. Левый глаз Малковича ни с кем не перепутаешь :)

Edited at 2011-01-17 15:11 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:bratbill
Date:Январь 17, 2011 06:51 pm
(Link)
на него. Может прическа? А вообше рефлекс интересно сработал: листал сверху вниз, увидел картинку. Первая мысль - тебе переслать, а потом уже осознание, что это твой пост.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 07:12 pm
(Link)
Правильная реакция :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:mau
Date:Январь 17, 2011 09:45 am
(Link)
Ах как написала хорошо! Я как будто увидела и почти что услышала. Особенно понравилось про вовлечение оркестрантов. От линии про "съёмки на DVD" меня неизбежно закоротило по понятной тебе причине, но дальше я сильно увлеклась всем происходящим, и страшно рада за всех, кто имеет роскошь приобщаться к таким зрелищам. Помню, как друзья ездили на Бродвей в 2002 на постановку с Аланом Рикманом. Тогда тоже зал замер и забыл как дышать с первой его реплики. Эти ошеломительные, грандиозные человечища...
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 10:01 am
(Link)
Спасибо, Танюша! Да, про DVD я, конечно, тоже подумала... На Алана Рикмана я бы кстати тоже поскакала! Я и теперь кошу глазом в сторону Лондона, увидеть Рэйфа Файнса - доктора Астрова в "Дяде Ване".
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:sunnycat_o
Date:Январь 17, 2011 01:53 pm
(Link)
Замечательное описание! Жаль, что я спектакль пропустила, променяла на лыжи

И обязательно приезжайте в Вену в мае-июне, когда уже сезон открытых террас в кафе и еще не жарко. Мое любимое время в Вене, атмосфера на улицах замечательная, особенно по вечерам. И если будет желание, я с радостью познакомилась бы за чашкой кофе!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 03:04 pm
(Link)
Спасибо! Договорились! :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:toropygina
Date:Январь 17, 2011 08:56 pm
(Link)
то есть lifetime achievement award был таки well deserved?
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Январь 17, 2011 09:12 pm
(Link)
Уже не говоря про long overdue!
(Ответить) (Parent) (Thread)
From:lubor
Date:Январь 19, 2011 01:20 pm
(Link)
Какая же ты молодец! И что съездила, и что написала как! Песня! Страшно за тебя рада!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:dersin
Date:Март 7, 2011 09:24 pm
(Link)
Спасибо большое, фрау Белякова! Замечательный отчет!
Мы на этот спектакль идём в июле в Версале, очень полезно и приятно узнать мнение уже посмотревших.
А кого играет Флориан Бёш? Он был хороший Гульермо в зальцбургских "Cosi fan Tutte" пару лет назад.
На афише Малкович скорее напоминает Казанову-Мастроянни из "La Nuit de Varenne"
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Март 7, 2011 10:58 pm
(Link)
Бёш играет alter ego Казановы - тот же Малкович, только помоложе и поёт :) И прекрасно они с Малковичем спелись! :) У него очень красивый богатый голос большого диапазона и прекрасные актерские данные. Завидую Вам, в Версале это все должно смотреться и слушаться совсем уж умопомрачительно (там, как я заметила, и цены умопомрачительные по сравнению с Веной :)) Очень интересно будет узнать о Ваших впечатлениях!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:dersin
Date:Март 7, 2011 11:52 pm
(Link)
О, да ( это про цены), Версаль верен себе.
Постараюсь все запомнить и сравнить с Вашими впечатлениями - но еще не скоро - в июле!
(Ответить) (Parent) (Thread)