?

Log in

No account? Create an account

Литературные чтения из преисподней - а то ишь!

май. 19, 2010

12:14 am - Литературные чтения из преисподней

Previous Entry Поделиться Next Entry


© Nathalie Bauer

Прежде чем говорить о спектакле, хочу рассказать собственно историю антигероя пьесы. История относительно недавняя, из середины 90-х, но я почему-то впервые услышала о ней только сейчас, в связи с этой постановкой (под катом очень много букофф! Извините, как говорится, времени было мало, поэтому получилось длинно).

В 1976 году в Австрии по подозрению в убийстве на сексуальной почве был арестован 24-летний Йоханн Унтервегер, именовавший себя Джеком. В ходе следствия подозреваемый сознался в изнасиловании и убийстве 18-летней девушки. Учитывая особую жестокость содеянного, Унтервегера приговорили к пожизненному заключению. В тюрьме он закончил среднее образование, начал систематически читать, а затем и сам попробовал силы в качестве литератора. Успех превзошел все ожидания. В 1982 году в журнальной версии вышел его первый роман «Чистилище или Путешествие на каторгу». Литературная общественность ахнула и влюбилась в новую звезду. В министерство юстиции стали пачками поступать прошения и ходатайства о помиловании для Унтервегера. Общественное давление было так сильно, что в 1990 году Унтервегера действительно выпустили на свободу. 35-летний обаятельный молодой мужчина попал в жаркие объятия местной интеллигенции, стал завсегдатаем многочисленных ток-шоу, журналистом, продолжил писательскую деятельность. Пользовался огромным успехом у женщин, слыл донжуаном.

Примерно полгода спустя появились сообщения о серии однотипных убийств в Австрии и соседней Чехии. Все восемь жертв – проститутки, удушенные собственным нижним бельем. Унтервегер подробно освещал в прессе эти убийства и ход расследования, прогрессивная общественность охотно слушала его «экспертное» мнение, а полиция снабжала его информацией. И только когда Унтервегер полетел с презентацией своей книги в Лос-Анджелес, и там вдруг была найдена проститутка, умерщвленная все тем же способом, до полиции постепенно стало доходить: Унтервегер участвует в событиях не в качестве журналиста. В 1992 году его арестовали и почти два года собирали неопровержимые улики. Кстати в деле Унтервегера в доказательной базе впервые был использован анализ ДНК. Заодно приобщили к делу забытое свидетельство судебного психиатра, тогдашнее, 1976 года: "...страдает значительными психическими отклонениями от нормы, особенно агрессивен по отношению к женщинам... Сексуальное поведение исключительно агрессивное с садистическими извращениями... Исправление не представляется возможным, с высокой степенью вероятности будут иметь место рецидивы." В 1994 году суд присяжных города Граца вынес обвинительное заключение по 9 случаям умышленного убийства. Адвокат подсудимого подал на апелляцию, а на следующий день Унтервегер повесился в камере на тесьме, оторванной от спортивных штанов. По австрийскому законодательству он умер невиновным, поскольку апелляция временно отменяет решение суда.

А вот теперь - про спектакль. Гамбург, театр Schauspielhaus. На сцене оркестр, в просцениуме - письменный стол под зеленым сукном, с лампой, графином, стопкой книг. Все готово к презентации. Пока оркестр играет вступление и чакону из "Дон Жуана" Глюка, из-за кулис с развязным танцевальным па выходит он, Джон Малкович, в белом костюме и темных очках. Во всяком случае, в первый момент кажется, что это все еще он. Нормальный такой гастролер-суперстар, благодарит организаторов вечера, шутит по их поводу, представляет оркестр и дирижера. Только акцент у него странный. "Ах да, хочу извиниться за плохой английский. Дело в том, что я из Австрии, мне, как и одному губернатору из Калифорнии, никак не удается избавиться от акцента." Ага, стало быть это не Малкович. С этого момента зал не то что смеется и пугается, он и дышит-то только тогда и так, как этого захочет странный человек в ослепительном костюме и черной рубашке. С ним на сцене - то вместе, то поврозь - две женщины: лирическое и драматическое сопрано. Они и мать героя, и его возлюбленные, и его жертвы, чаще всего - всё в одном флаконе. Думаю, певицы надолго запомнят свое участие в этом спектакле. Петь Гайдна и Моцарта, когда тебя активно соблазняет Джон Малкович, или, к примеру, вдумчиво надевает на тебя бюстгальтер (поверх платья, не подумайте дурного!), чтобы потом начать им душить - это, по-моему, неповторимый сценический опыт. Respect, ladies!

Унтервегер на сцене проникновенен, развязен, обаятелен и омерзителен. Он спускается в зал, чтобы побеседовать со зрителями о сексуальной жизни. "Можно я задам Вам интимный вопрос? Когда Вы в последний раз занимались любовью? Ну, хотя бы приблизительно? Сегодня? Вчера? Полгода назад? Что, слишком личный вопрос? А Вы?" Беседует свысока - у него-то с этим все в порядке. К нему только что не в очередь записываются - каждая хочет переспать с убийцей! Да, сопит он, лежа на полу и додушивая лифчиком очередную жертву, нужно было говорить правду той моей девочке. Она любила бы меня еще больше, если бы знала, что я убил не 12, а 13 человек.

Его раздражает оркестр. Конечно, надо бы дать отдых связкам ("Conductor, please make some music and give me a fucking break!!!") Но потом испуганно вздрагивает от слишком мощных созвучий, и недовольно морщится, и останавливает дирижера на полуфразе: "Хватит уже! Эта музыка меня нервирует!" Как и с женщинами, отношения с музыкой и музыкантами из мимолетного влечения внезапно превращаются в отвращение и агрессию.

Но настоящий собеседник героя в этом спектакле, конечно, зал. Почтеннейшая публика, алчущая подробностей. Малкович-Унтервегер обращается к ней то с хитрым подмигиванием (мол, тут все свои, уж вы-то меня понимаете) то с высокомерием, то с издевкой. Небось хотите знать, сожалею ли я о том, что сделал? Я был никем, а убийство дало мне все, имя, известность, женщин! Я Убийца, именно так, с большой буквы, а вы - кто? И вы еще хотите, чтобы я о чем-то там сожалел?!

Но в какой-то момент, уже совершенно убедив зал, что он не проигравший, а победитель, он открывает верхнюю из стопки книг и останавливается на полуслове, будто что-то вспомнив. Страницы книг пусты. Гений, сошедшись было на мгновение со злодейством, тут же в панике бежит, ничего не оставляя за собой. "I failed",- уже в другой тональности, тихо и сдавленно.

И наконец финал. Под драматическое "Ah, lo previdi" Моцарта Унтервегер маниакально-деловито опутывает длинной веревкой ножки стола и стульев, пюпитры музыкантов, мастерит какую-то нелепую конструкцию, логически заканчивающуюся петлей. Петля надевается на шею, затягивается, герой сворачивается клубочком на столе. Умолкает пение, гаснет свет, он в луче прожектора. Неповторимое выражение лица - сосредоточенность с оттенком дебильности, открытый рот, чуть косящие глаза. Ах, он все-таки раскаялся, он понял, он осознал, прежде чем свести счеты с жизнью... Спокойно, граждане, утрите сопли и выдыхайте. Взгляд теряет отрешенность: "What the fuck is going on here?!" Вы что, правда сидите тут и ждете, чтобы я повесился прямо в театре, у вас на глазах? Должен вам напомнить, что я уже умер и не собираюсь повторять этот опыт. Конечно, если кто-то рассчитывает, что я до завтра поменяю мнение на этот счет - билетная касса вооон там, за той дверью. А на сегодня вполне достаточно!

Ну, и наконец фотографии:


© Reuters

Остальные мои. 14-кратный зум рулит, но, конечно, не выруливает:













А если кому-нибудь захочется хороших больших фотографий, не с этого спектакля, а с его репетиций, то я попрошу у одного хорошего человека.

Comments:

[User Picture]
From:hanka
Date:Май 18, 2010 11:28 pm
(Link)
кому-то ОЧЕНЬ хочется хороших фотографий!

И огромное спасибо за этот рассказ!!!
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 18, 2010 11:29 pm
(Link)
Пожалуйста, очень рада. Фотографии тогда уже завтра.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:hanka
Date:Май 23, 2010 04:03 pm
(Link)
скажите, это правда, что у спектакля есть немецкие субтитры?
А то я все думаю, идти ли в Recklinghausen
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 23, 2010 06:15 pm
(Link)
Во всяком случае в Гамбурге никаких субтитров не было. Но я бы все равно Вам посоветовала идти. Может быть, для Реклингхаузена сделают субтитры.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:parvatee
Date:Май 18, 2010 11:46 pm
(Link)
отличный рассказ! жаль, что не доведется увидеть спектакль
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:parvatee
Date:Май 18, 2010 11:47 pm
(Link)
ой! чуть не забыла! спасибо!!!!)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 18, 2010 11:48 pm
(Link)
Вам спасибо! :))) Как знать, может, он его и в Россию привезет.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:tilimoska
Date:Май 19, 2010 01:56 am
(Link)
Он, конечно, хорош.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 08:16 am
(Link)
Невероятной интенсивности человек!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:ekaza
Date:Май 19, 2010 08:13 am
(Link)
Привезет! Летом в Питере будет. В Мариинке. :)) Можно я на Ваш пост ссылку дам для питерских друзей?
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 08:15 am
(Link)
Ага, ну вот! Конечно, можно, какой вопрос! За рекламу Джон со мной потом рассчитается :)))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:parvatee
Date:Май 19, 2010 09:51 am
(Link)
ну, в Россию. может, и привезет. и то, разве что в Мск. а до Одессы точно не доедет))))))))))
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 09:56 am
(Link)
Ну, Одесса, конечно, перебор :)). Но, видите, говорят, в Питер приедет летом.

Edited at 2010-05-19 09:56 (UTC)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:parvatee
Date:Май 19, 2010 09:59 am
(Link)
да, уже увидела. но и Питер для нас - перебор: полтора суток в поезде :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:taktovot
Date:Май 19, 2010 06:04 am
(Link)
Спасибо, очень интересно это все.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 06:20 am
(Link)
Je t'en prie :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:mosselprom
Date:Май 19, 2010 11:40 am
(Link)
душка, не побоюсь этого слова.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 11:46 am
(Link)
Само очарование, до сих пор слезу утираю.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:faneyes
Date:Май 19, 2010 01:09 pm
(Link)
И у него – тоже Мак :D
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 19, 2010 02:08 pm
(Link)
Ха! Это была отдельная реприза. Он в очередной раз ушел за кулисы, потом появился оттуда с ноутбуком и злобно так зашипел, что организация просто из рук вон плохая. И переходя на крик: "I told them: no MAC!!! I told them: I am Jack Unterweger, I am PC!!!"
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:asco_310
Date:Май 20, 2010 01:03 pm
(Link)
Интереснейшая история, просто не верится, что такое могло быть в реальности! Поражает и общественность, напрочь забывшая о темном прошлом Унтервегера, и недалекая полиция.
Замечательный рассказ о спектакле! Благодаря этому тексту, а также приложенному ранее видео, я уже имею кой-какое представление об игре Малковича, и о спектакле в целом. Спасибо огромное!)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 20, 2010 02:02 pm
(Link)
История поразительная! Среди просивших за Унтервегера была, к примеру, писательница Эльфриде Йеллинек, впоследствии нобелевская лауреатка. Все были в него поголовно влюблены.
Спасибо тебе за добрый отзыв и еще раз отдельно - за картинки!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:asco_310
Date:Май 20, 2010 02:27 pm
(Link)
Да уж, нет предела человеческой глупости, даже у нобелевских лауреатов!)))
Пожалуйста! ) Если будут нужны еще фото, не стесняйся, заказывай!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:hanka
Date:Май 23, 2010 04:02 pm
(Link)
добрый человек! Сделайте милость, подскажите, где взять видео?!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Май 23, 2010 06:18 pm
(Link)
Один ролик в предыдущем посте, http://berlinka.livejournal.com/1039375.html. А еще два - на сайте проекта http://www.theinfernalcomedy.org в разделе "видео".
(Ответить) (Parent) (Thread)