?

Log in

No account? Create an account

"Жил на свете добрый жук..." с неприятными страницами биографии - а то ишь!

июл. 5, 2010

06:24 pm - "Жил на свете добрый жук..." с неприятными страницами биографии

Previous Entry Поделиться Next Entry


1936 г. Адольф Гитлер оценивает качество первого прототипа «народного автомобиля»

Знаменитый Фольксваген "Жук" отмечает в эти дни юбилей. 75 лет назад, 3 июля 1935 года Фердинанд Порше продемонстрировал комиссии Союза автомобильной промышленности Германии первый прототип народного автомобиля V1 (эта буква "фау" еще мирная, от слова Versuchswagen, тестовый автомобиль. Фау-1 как оружие возмездия войдет в обиход несколько позже).

Идея дешевой автомашины для широких народных масс витала в воздухе с начала ХХ века, но конкретные формы приобрела именно в Германии, и именно с подачи Адольфа Гитлера, выступившего с этой идеей на Международной автомобильной выставке в Берлине в марте 1934 года. Цена такого автомобиля не должна была превышать 1000 рейхсмарок. Разработку проекта поручили Фердинанду Порше, бывшему главному конструктору Даймлера, открывшему в 1930 году собственное дело. Первоначальная идея правительства, заключающаяся в том, чтобы производить народный автомобиль объединенными силами всего немецкого автопрома, благополучно провалилась, и производство первой опытной серии из 30 прототипов под руководством Фердинанда Порше началось в 1937 году на базе концерна Даймлер-Бенц. Вскоре проект взял под опеку Немецкий трудовой фронт, а будущий автомобиль стали называть KdF - Kraft durch Freude ("сила из радости"). Началась акция "накопи на народный автомобиль": желающие приобретали купоны по 5 рейхсмарок, наклеивали их в специальную тетрадочку, чтобы накопить их на сумму 990 рейхсмарок и получить долгожданное средство передвижения.

Тем временем Порше, побывав в США, составил представление о современном автомобилестроении и замыслил воспроизвести в Германии аналог детройтских заводов Форда. В мае 1938 года на заброшенных территориях под Фаллерслебеном, в структурно слаборазвитой Нижней Саксонии Гитлер в присутствии 70 000 членов нацистстских организаций и простых зрителей заложил первый камень в фундамент будущего завода по производству народных автомобилей. На этом месте по плану должен был возникнуть новый город,населенный десятками тысяч рабочих, под названием "Город автомобиля KdF под Фаллерслебеном" (после войны британские оккупационные власти переименуют его в Вольфсбург). Завод был рассчитан на выпуск 150 000 автомобилей в год.

А потом началась война. Рабочие ушли на фронт, производство переоснастили, и завод стал выпускать детали самолетов, бомбы,танки, военные транспортные средства, а с 1943 года - детали для V-1, тех самых "Фау-1", "оружия возмездия". В 1942 году на территории предприятия несколько месяцев располагался концлагерь - 800 политзаключенных заменили ушедших на фронт сборщиков. Вскоре после этого в распоряжении Фердинанда Порше оказывается почти дармовая рабочая сила, пригнанная из Советского Союза, с оккупированных территорий. Известно, что в 1944 году они составляли две трети всех рабочих - около 20 000 человек.

После окончания войны Фердинанд Порше попал к французам и провел в заключении 22 месяца, затем его судил Междунароный военный трибунал. Порше был оправдан, поскольку не занимал политических и административных должностей в НСДАП. В это время его сын Фердинанд Порше-младший по прозвищу Ферри уже вовсю работал над Porsche 356, заложив тем самым основу теперешнего Porsche AG. Порше-старший работал вместе с сыном, затем ушел на покой и поселился в Австрии, умер в 1951 году в возрасте 75 лет.

Завод англичане переименовали в "Wolfsburg Motor Works", и несмотря на разрушения он начал серийное производство "жуков" уже в июне 1945 года. Первые машины получили представители оккупационных властей, затем представители Немецкой почты, ну и наконец дело дошло до тех, кто с 1938 года собирал купоны. Тут произошла накладка: цена послевоенного Фольксвагена - 5000 рейхсмарок вместо обещанных Гитлером 990. Только к 1961 году Фольксваген достиг договоренности с обманутыми вкладчиками со всеми держателями довоенных купонов, дав им скидку в 600 марок на покупку нового автомобиля.

А Фольксваген-"Жук" стал для Германии символом "экономического чуда". За первые десять послевоенных лет был произведен миллион автомобилей, а за весь период вплоть до закрытия производства в Мексике 30 июля 2003 года было выпущено 21 529 464 автомобилей VW Käfer.

фотоальбом из истории Фольксвагена "Жук"

по материалам газеты Die Zeit

Comments:

From:toropygina
Date:Июль 5, 2010 06:37 pm
(Link)
У Порше в Штутгарте роскошный музей! Будете в тех местах - обязательно!))
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Июль 5, 2010 07:57 pm
(Link)
Непременно, мерси!
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:comp_rex
Date:Июль 6, 2010 06:46 am
(Link)
да-да, именно так...

мне вот только интересно: почему другой упырь считал, что экономика способна работать без дорог вообще? Всё у него какое-то временное было - коммуналки, дороги, наука... Только памятники и гиганты тяжелой промышленности - долговременные. Ну еще танк Т-34 (хотя запас хода - тоже г*но) и Рублево-Успенское шоссе.
(Ответить) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Июль 6, 2010 08:50 am
(Link)
Из тех методов управления экономикой, которые предпочетал означенный упырь, нельзя было выжать больше, чем он выжал. На дороги попросту не хватило. А коммуналки - это святое, это часть идеологии.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:comp_rex
Date:Июль 6, 2010 09:02 am
(Link)
сдается мне, что как раз тухлая экономика диктовала спрос на соответствующую идеологию. Со всеми вытекающими.
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Июль 6, 2010 09:06 am
(Link)
Диалектика! :)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:berlinka
Date:Июль 6, 2010 09:06 am
(Link)
предпочИтал! (Господи, да что ж такое!)
(Ответить) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:comp_rex
Date:Июль 6, 2010 09:21 am
(Link)
хе-хе ;)))
(Ответить) (Parent) (Thread)